Подсветите проблемы
Минобрнауки России и Профсоюз работников РАН согласовали Протокол рабочей встречи (стр. 18), включающий рассмотрение заранее направленных вопросов и обсуждение перспектив взаимодействия.
Подробности состоявшегося разговора комментирует заместитель председателя Профсоюза, руководитель Комиссии по работе с руководством РАН, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ и общественными организациями В.Ф. Вдовин.
— Вячеслав Федорович, какие вопросы были вынесены на встречу?
— Вопросов мы отправили достаточно много. Собирали их всем миром, потом отобрали самые актуальные. Директор департамента стратегического развития министерства Юрий Евгеньевич Казаков дал разъяснения по заявленным нами темам, которые входят в сферу полномочий департамента. Наиболее подробно обсуждался вопрос о финансировании науки. Проблема очень сложная и многогранная, поэтому мы пояснили, что именно тревожит профсоюз и каковы наши предложения.
В первую очередь речь шла об идее Профсоюза разработать и утвердить график повышения бюджетного финансирования фундаментальных исследований в процентах от ВВП с целью выйти на уровень 0,4 % ВВП на фундаментальную науку к 2030 году.
Как известно, в последние годы расходы на науку почти не увеличивались. При этом росли инфляция и зарплаты в промышленности, оборонной сфере. Ученые, инженеры, квалифицированные рабочие, особенно молодежь, уходят в смежные области, остро встает вопрос сохранения кадрового потенциала.
Многие ученые считают серьезной проблемой снижение финансирования Российского научного фонда. После ликвидации РФФИ и передачи полномочий по поддержке фундаментальных исследований РНФ число грантов сократилось, резко возросла конкуренция. Получить грант с каждым годом становится все труднее.
В следующем году планируется увеличить финансирование госзадания на 23%. Профсоюз отдает должное усилиям министерства, участвовавшего в принятии такого решения. Но однократного повышения явно недостаточно, поскольку эти средства, видимо, будут направлены в приоритетные области, и для многих других важных направлений их не хватит.
По мнению Профсоюза, необходимо уже в ближайшие годы увеличить расходы на выполнение госзадания как минимум в два раза. Есть и другие области, требующие дополнительного финансирования. Это оплата труда научных сотрудников, работающих в депрессивных регионах с низкими средними зарплатами, и работников науки, не подпадающих под действие майского указа — инженеров, завлабов, библиотекарей. Необходимы целевые вложения в обновление и поддержание научной инфраструктуры и приборной базы в организациях, не входивших в первую категорию и многие годы не получавших целевых средств на оборудование.
— Как отнеслись представители Минобрнауки к предложениям Профсоюза?
— Наши идеи по графику в министерстве, конечно, были известны. Именно этот департамент отвечал на большинство писем, которые профорганизации направляли в органы власти.
Коллеги сообщили, что министерство постоянно работает над выполнением указов Президента РФ и реализацией Стратегии научно-технологического развития (НТР), где заложены в том числе показатели, связанные с увеличением внутренних затрат на исследования и разработки (ВЗИР) — как в процентах от ВВП, так и в абсолютном выражении. В Минобрнауки составлены графики достижения всех показателей, обозначенных в указах Президента РФ и Стратегии НТР.
Выполнение поручений Президента РФ о доведении ВЗИР до 2% ВВП к 2030 году Ю.Е. Казаков назвал чрезвычайно амбициозной задачей, для решения которой должны быть по максимуму задействованы различные инструменты и механизмы господдержки.
Согласно опубликованным в начале сентября данным в 2023 году на науку было выделено 0,96% ВВП или 1,649 триллиона рублей. По сравнению с 2022 годом рост в абсолютных цифрах составил более чем 200 млрд руб. или 15% — весомая цифра. И при этом в доле от ВВП ВЗИР почти не изменился (в 2022 г. он составлял 0,94%), хотя предполагалось, что достигнет 1%.
Дело в том, что по другим отраслям расходы росли быстрее в связи со СВО. Увеличился и сам ВВП. Это яркая иллюстрация того факта, что с требуемым Профсоюзом «процентным графиком» не все так просто.
Но даже и в абсолютных цифрах достичь установленных показателей проблематично. По словам главы департамента, какие графики ни строй, а для того, чтобы с нынешних 1,649 триллионов рублей выйти на 6,3 трл. рублей к 2030 году, нужны серьезные вложения. Даже если допустить, что доли бюджета и внебюджета сравняются, расходы на науку из бюджета должны составить более трех триллионов. Сегодня расходы бюджета на науку составляют более 500 миллионов. Чтобы получить их пятикратный рост, необходимо каждый год удваивать эту сумму.
— В поручении президента говорится, что почти половину расходов на науку должен обеспечить бизнес. Как в министерстве оценивают реальность этих планов? Возможно ли существенно увеличить к 2030 году долю корпоративных инвестиций в НИР?
— Такой вопрос мы, конечно же, задали. В Министерстве ответили, что для достижения этого показателя министерствам, отвечающим за решение этой задачи, предстоит выполнить огромный объем работ. Часть мероприятий уже реализуется. Так, с 1 февраля текущего года налогоплательщикам разрешено включать расходы на НИОКР по утвержденному Правительством РФ перечню в состав прочих расходов с применением коэффициента 1,5. Заявки на льготу подали около ста предприятий. Минобрнауки формирует реестр экспертных органов для оценки таких работ. С 1 января коэффициент будет повышен до двух. В министерстве надеются на действенность этой льготы.
Однако, одни прямые финансовые инструменты господдержки явно не решат всех задач, связанных с привлечением бизнеса. Будут применяться и другие механизмы.
Ю.Е. Казаков, кстати, обратил наше внимание на то, что в министерстве рассматривают внебюджетные вложения в НИР скорее не как экономический фактор, приводящий к наращиванию ВЗИР, а как показатель заинтересованности бизнеса в конкретных разработках. Участие бизнес-партнера в финансировании НИР позволяет оформить отношения между разработчиком и заказчиком так, чтобы результаты интеллектуальной деятельности безболезненно переходили в пользование последнего.
— Каким был итог этого обсуждения этого вопроса?
— По мнению коллег, верхнеуровневая задача по наращиванию финансирования науки может быть решена только через содержательную повестку. Для ее формирования необходимо серьезно менять подходы к реализации Программы фундаментальных научных исследований (ПФНИ) и оценке получаемых результатов. Да и сама ПФНИ, не менявшаяся с 2020 года, должна быть актуализирована.
Академия наук должна формулировать задачи и расставлять приоритеты на старте, а потом грамотно оценивать результат. Пока же объектом хорошо организованной академической экспертизы являются лишь отдельные темы.
Перед министерством и научным сообществом стоит задача, не снижая объемов финансирования, наращивать прикладную компоненту ПФНИ в формате прямого госзаказа. А для этого необходимо четко представлять, какую роль отправляемые на оценку в РАН тематики играют в решении стратегических задач, связанных с развитием науки.
— Научное сообщество не меньше министерства заинтересовано в выполнении поставленной задачи. Как общественность, и, в частности наш Профсоюз может содействовать ее решению?
— Все преобразования Минобрнауки, естественно, планирует проводить во взаимодействии с руководством РАН и РНФ. По мнению Ю.Е. Казакова, в этой работе может участвовать и Профсоюз, от которого в министерстве ждут предложений по мерам и инструментам регуляторики госполитики в сфере исследований и разработок, выработанных при участии широкой научной общественности.
В министерстве составлены графикипо всем показателям, обозначенным
в указах Президента РФ и Стратегии НТР
— Сложная формулировка. Что за ней стоит?
— Дело в том, что система управления наукой в последние годы существенно изменилась. В 2021 году реализация государственных программ (сейчас их около 50), которыми оперирует кабмин, перешла в проектное управление. Раньше в структуру госпрограмм, которые утверждались актами правительства, входили подпрограммы. В Госпрограмме «Научно-технологическое развитие» (ГП НТР) их было семь. Программа была не столь динамична, как бюджет — менялась всего один раз в год.
Теперь же госпрограммы состоят не из подпрограмм, а из структурных элементов разных типов – проектов (федеральных и ведомственных), процессных мероприятий. Правительство своим Постановлением утверждает только стратегические приоритеты, а паспорт программы ведется и утверждается в ГИС «Электронный бюджет».
В структуре ГП НТР с годовым объемом финансирования около 1,5 триллиона рублей вместо семи подпрограмм сегодня значится более 70 структурных элементов разных типов.
В условиях, когда используется много новых инструментов, чиновникам важно знать, как отражаются на жизни научных коллективов и эффективности их работы конкретные нововведения. Что имеет смысл изменять, дорабатывать. Профсоюз мог бы помочь министерству, подсвечивая проблемы, возникающие на местах.
От Профсоюза в министерстве ждут предложений по мерам и инструментам
регуляторики госполитики в сфере исследований и разработок, выработанных
при участии широкой научной общественности
— Как вы отреагировали на это предложение?
— Конечно, мы выразили готовность участвовать в такой работе. Но и напомнили о ранее направленных в министерство предложениях, касающихся целесообразности участия председателя Профсоюза в совместном оперативном совещании Минобрнауки – РАН и закрепления в ведомственных нормативных актах пункта о включении представителей Профсоюза в совместные комиссии министерства и академии по проверке институтов.
Обсуждались на встрече и такие вопросы, как критерии результативности государственной политики в научно-технической сфере и оценка научной деятельности. Мы предложили возобновить деятельность Межведомственной комиссии по оценке результативности научных организаций, а также создать при министерстве Научно-координационный совет с широким представительством научного сообщества по аналогии с тем, что действовал при Федеральном агентстве научных организаций. Коллеги пообещали подумать.
Научное сообщество №10 2024